2.2.4 Кумулятивный повтор

8

Если трактовать понятие кумуляции шире, чем в определении И.Ф.Амроян, то можно утверждать, что этот тип повтора является наиболее распространенным в анекдотах. Уточним наше понимание этого термина.
Как известно, В.Я.Пропп определял кумуляцию как "какое-либо многократное повторение одних и тех же действий или элементов, пока созданная таким образом цепь не порывается или же не расплетается в обратном порядке", причем формы присоединения элементов могут быть самыми разнообразными, а их нагромождение или нарастание "кончается какой-нибудь веселой катастрофой".
Анекдот широко использует этот конструктивный принцип для создания эффекта ожидания, разрешающегося неожиданным качественным "скачком" в концовке.
Повторяться при этом могут разные структурные элементы сюжета: мотивы (14*, 15*), отдельные ЭС (16*), ЭСС (см. выше анекдот об овсянке и т. п.), вплоть до перечисления слов (17*).
О продуктивности кумулятивного принципа свидетельствует, в частности, интересный пример композиционной трансформации традиционного сюжета "Набитый дурак" (СУС - № 1696), относимого разными исследователями к жанру сказки или анекдота. Этот сюжет строится из однотипных эпизодов, каждый из которых можно разделить на три мотива:
1 - герой совершает действие (говорит невпопад);
2 - следует реакция на это действие (его бьют);
3 - родные дают ему совет.
Схематически сюжет представляет собой цепочку из эпизодов, соединенных механическим нанизыванием:

действие реакция совет= действие?реакция?совет?...
завязка ?кульмин.?разв.? завязка ?кульмин.?разв.?...

Из подобных мотивов состоит и современный детский анекдот:

У Незнайки в школе спрашивают

Этот сюжет состоит из трех эпизодов:
1 - Незнайке задают вопросы;
2 - бабушка дает ему советы;
3 - он отвечает невпопад.
В каждом из эпизодов повторяются одинаковые мотивы, которые, в отличие от традиционной сказки, не описывают ситуации, а лишь предполагают, моделируют их. Между собой эти эпизоды связаны более крепко, чем эпизоды сказки: в соответствии с теорией Б.П.Кербелите, такая связь может быть определена как логическая, то есть наиболее сильная.
Такая замена нанизывания кумулятивным принципом придает сюжету больший динамизм, усиливает эффект ожидания. Все комические моменты в анекдоте вынесены в концовку, в последний эпизод. Мотив совета здесь "перемещен" из развязки в завязку сюжета.
Другие подобные примеры - № 18* и 19*.
Итак, повтор может выступать в анекдоте и как чисто мнемонический прием, и как способ придания сюжету большего динамизма. Часто повторение структурных элементов в каком-либо тексте "провоцирует" появление анекдота-"пародии", передразнивающего этот повтор.
В то же время анекдот может подвергать пародированию и сам композиционный принцип. Вот пример обманутого эффекта ожидания:

Один человек сидел у окна вечером

Такой сюжет вполне можно считать пародией на жанр анекдота.