2.2.4 Кумулятивный повтор
Если трактовать понятие кумуляции шире, чем в определении И.Ф.Амроян, то можно утверждать, что этот тип повтора является наиболее распространенным в анекдотах. Уточним наше понимание этого термина.
Как известно, В.Я.Пропп определял кумуляцию как "какое-либо многократное повторение одних и тех же действий или элементов, пока созданная таким образом цепь не порывается или же не расплетается в обратном порядке", причем формы присоединения элементов могут быть самыми разнообразными, а их нагромождение или нарастание "кончается какой-нибудь веселой катастрофой".
Анекдот широко использует этот конструктивный принцип для создания эффекта ожидания, разрешающегося неожиданным качественным "скачком" в концовке.
Повторяться при этом могут разные структурные элементы сюжета: мотивы (14*, 15*), отдельные ЭС (16*), ЭСС (см. выше анекдот об овсянке и т. п.), вплоть до перечисления слов (17*).
О продуктивности кумулятивного принципа свидетельствует, в частности, интересный пример композиционной трансформации традиционного сюжета "Набитый дурак" (СУС - № 1696), относимого разными исследователями к жанру сказки или анекдота. Этот сюжет строится из однотипных эпизодов, каждый из которых можно разделить на три мотива:
1 - герой совершает действие (говорит невпопад);
2 - следует реакция на это действие (его бьют);
3 - родные дают ему совет.
Схематически сюжет представляет собой цепочку из эпизодов, соединенных механическим нанизыванием:
действие реакция совет= действие?реакция?совет?...
завязка ?кульмин.?разв.? завязка ?кульмин.?разв.?...
Из подобных мотивов состоит и современный детский анекдот:
Этот сюжет состоит из трех эпизодов:
1 - Незнайке задают вопросы;
2 - бабушка дает ему советы;
3 - он отвечает невпопад.
В каждом из эпизодов повторяются одинаковые мотивы, которые, в отличие от традиционной сказки, не описывают ситуации, а лишь предполагают, моделируют их. Между собой эти эпизоды связаны более крепко, чем эпизоды сказки: в соответствии с теорией Б.П.Кербелите, такая связь может быть определена как логическая, то есть наиболее сильная.
Такая замена нанизывания кумулятивным принципом придает сюжету больший динамизм, усиливает эффект ожидания. Все комические моменты в анекдоте вынесены в концовку, в последний эпизод. Мотив совета здесь "перемещен" из развязки в завязку сюжета.
Другие подобные примеры - № 18* и 19*.
Итак, повтор может выступать в анекдоте и как чисто мнемонический прием, и как способ придания сюжету большего динамизма. Часто повторение структурных элементов в каком-либо тексте "провоцирует" появление анекдота-"пародии", передразнивающего этот повтор.
В то же время анекдот может подвергать пародированию и сам композиционный принцип. Вот пример обманутого эффекта ожидания:
Один человек сидел у окна вечером
Такой сюжет вполне можно считать пародией на жанр анекдота.
Последние комментарии
11 лет 49 недель назад
11 лет 49 недель назад
11 лет 50 недель назад
11 лет 51 неделя назад
11 лет 51 неделя назад
11 лет 51 неделя назад
11 лет 51 неделя назад
11 лет 51 неделя назад
12 лет 1 день назад
12 лет 1 день назад