2.1 Пародирование сюжетов и их элементов

9

2.1.1 Пародирование в сюжетных анекдотах

Пародирование в сюжетных анекдотах

Подъезжает Илья Муромец к пещере

В подобных анекдотах пародируется не конкретный былинный сюжет, а обобщенное стереотипное представление современного человека об этом жанре: о его персонажах и их функциях, о традиционном троичном повторе.
Композиционно этот сюжет строится так:

В анекдоте трижды повторяется известный мотив, часто встречающийся в былинах и сказках. Этот элемент сюжета - как выхваченный кусочек, "кадр" - является в данном случае конкретным объектом пародирования. Такой анекдот можно считать пародией, так как в нем высмеивается смысл действий фольклорных персонажей, то есть текст обладает пародийной функцией.
Другие примеры пародирования традиционных сказочных мотивов- №№2*, 3*.

Более простой сюжет может быть структурно воспроизведен в анекдоте полностью:

Ворона сидит на суку, сыр в зубах держит.

Представим этот сюжет схематично:

Весь сюжет известной басни И.А.Крылова структурно дублируется в анекдоте. Первая фраза служит "отсылкой" к экспозиции подтекста. И экспозиция, и завязка, и кульминация анекдота формально повторяют соответствующие элементы сюжета басни, которая широко известна и представляет собой своеобразный целостный стереотип, или готовую модель ситуации. Этот сюжет, в соответствии с определением Б.П.Кербелите, является элементарным, поскольку включает в себя события, связанные с достижением одним героем одной цели.
При явном формальном сходстве этих двух сюжетов, содержание их совершенно различно. Тематика анекдота не имеет никакого отношения к басенной морали: "...И в сердце льстец всегда отыщет уголок..." Такая трансформация сюжета относится к явлениям травестизма.
Другой подобный пример пародирования ЭС - №4*.
Анекдот может повторять не только отдельный самостоятельный ЭС, но и ЭС, входящий в состав более сложного сюжета:

Иван-дурак поймал золотую рыбку

Здесь пародируется целый фрагмент сказки Пушкина о золотой рыбке, который является целостным ЭС в составе сложного сюжета. B анекдоте вместо старика, передающего рыбке желания старухи, выступает Иван-дурак со своим собственным желанием. По отношению к сказочному сюжету такой анекдот можно считать травестией, так как суть его комизма не направлена на содержание сказки, а основана на сближении разнородных персонажей: сказочного принца и реального исторического лица (принца, который был убит в Сараево).
Такой ЭС может быть приурочен к нетрадиционному персонажу (см. №5*). В других случаях анекдот может быть пародией на ЭС, входящий в состав развернутого сюжета (см.№6*).

Рассмотрим следующий пример:

Баба-яга поймала Ивана-царевича

В этом анекдоте пародируются одновременно два обобщенных типа ЭС, относящихся к разным классам в классификации Б.П.Кербелите: первый - "1 - стремление к свободе..." и второй - "4 - поиски невесты или жениха". В сюжете одновременно два героя - Иван-царевич и Баба-яга - стремятся к достижению своих целей.
Такое смешение разнотипных ЭС незнакомо традиционной сказке и представляет собой чисто анекдотическое явление. Анекдот пародирует сказочные стереотипы поведения персонажей: в ходе сюжета выясняется, что Баба-яга, ставящая "странное" (не свойственное ей в традиционной сказке) условие, не испытывает героя (чему обычно служит загадывание загадок), а просто морочит ему (а заодно - и слушателю) голову. В таком сюжете пародируются в равной степени оба типа ЭС, высмеиваются оба персонажа.
См. также №7* - соединение традиционно сказочного ЭС с мотивом, типичным для анекдотов: "жена не верит мужу".
Комическое соединение разных сюжетов может происходить и другим образом:

Летит Винни-Пух на воздушном шарике

Экспозиция этого анекдота отсылает нас к сюжету мультфильма по сказке А.Милна, характеристики персонажей - к известному телефильму "Место встречи изменить нельзя". Анекдот соотносит два ЭС, являющихся фрагментами этих произведений. Оба эти ЭС композиционно сходны: герой отправляется к пчелиному гнезду / в бандитский притон, его жизни угрожает опасность, затем ему удается вернуться домой, где его встречает лучший друг. (Эти ЭС могут быть отнесены к классу "2 - добывание средств существования...")
Такое сопоставление сюжетов, сходных по содержанию, но относящихся к разным жанровым стилям, часто применяется при пародировании. Комизм его основан на "дерзком сближении семантических рядов".
Анекдот может пародировать собственно жанр анекдота. Например:

Анекдот - 69 ("анекдот года")

Интересна композиционная схема этого сюжета:

Такой сюжет можно отнести к так называемым абстракным анекдотам, о которых П.А.Бородин говорит: "Авторское сознание как таковое в тексте АА вообще не присутствует. Более того, в нем автор отказывается не только от власти над героем, но и от контроля над текстом". Именно этот момент буквально выражен рассказчиком в экспозиции данного анекдота.
Одним из объектов сюжетного пародирования здесь является мотив, служащий экспозицией многих анекдотов о неверных женах. Вопреки ожиданию слушателя, собственно сюжетное развитие событий останавливается на описании ситуации. Комический акцент переносится на перечисление различных персонажей, которые обычно фигурируют в анекдотах с иной тематикой и сюжетикой. Таким образом, объектом сюжетно-композиционного пародирования становится система персонажей данного жанра.
Пародируя развернутый сюжет произведения литературы, фольклора или кино, анекдот основывается на определенных элементах этого сюжета: это может быть отдельный мотив или ЭС. Такие яркие сюжетные фрагменты, служащие как бы "визитной карточкой" произведения, его знаком, могут смешиваться в анекдоте с фрагментами других сюжетов (например, смешиваются элементы детектива и детской сказки).
Более краткое произведение, например, басня - может быть сюжетно воспроизведено в анекдоте полностью с пародической заменой таких существенных элементов, как персонажи, тематика или язык.
В анекдотах часто используются известные сюжеты или их фрагменты не только с целью высмеивания содержания этих сюжетов (то есть создания пародии), но и как пародическая основа психологической модели ситуации: указание на некоторые значимые элементы такого известного сюжета (например, "Ворона с сыром на дереве") служит "эмблемой", в соответствии с теорией А.А. Потебни, или знаком, отсылающим слушателя к известному описанию ситуации, то есть к экспозиции подтекста. Такие знаки-эмблемы представляют собой статичные образы, анекдот же задает им неожиданную динамику, оригинальную интерпретацию.