2.3 Выводы

2

Структурный анализ позволяет выявить разнообразие сюжетно-композиционной организации анекдотов. При этом важно рассматривать не только текст, но совокупность текста, подтекста и внетекстовых элементов рассказа. При таком подходе можно проследить общую закономерность в сюжетной структуре анекдотов: наличие некоторой экспозиции под текстом, отсутствие развязки в тексте.
В экспозиции под текстом может находиться объект пародирования. Анекдот пародирует произведения самых разных жанров фольклора, литературы, кино, телевидения. Такая "всеядность" этого жанра позволяет некоторым исследователям сомневаться в его принадлежности к фольклору. В частности, С.Ю.Неклюдов пишет о так называемой третьей культуре, "для которой питательной средой являются традиции городской улицы, различных возрастных групп..., социальных и профессиональных кланов (включая уголовные)": "Это уже не фольклор в точном смысле слова... - и далее - До некоторой степени она является наследницей традиционного фольклора, а потому ее изучение остается делом фольклориста".
Наш материал, записанный в основном именно "на городской улице", позволяет не только заметить, что многие анекдоты создаются на основе произведений других жанров, но и обратить внимание на то, что объектами такого фольклорного пародирования становятся самые яркие, замечательные произведения. Одним из многочисленных примеров этого явления может служить пародирование басен И.А.Крылова (кроме приведенных в данной работе, широко известны и другие анекдоты на темы других басен этого автора). Еще В.Г.Белинский писал: "Слава Крылова все будет расти и пышно расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского". Мы видим, как своеобразно в современном фольклоре продлевается жизнь лучших культурных традиций.
В анекдотах можно обнаружить пародийную функцию, направленную как на тот или иной жанр в целом - в том числе и на анекдот - так и на конкретное произведение. Пародирование может состоять и в копировании структуры, формы произведения, то есть в создании травестии.
Если рассматривать сюжетно-композиционную организацию пародируемых произведений как некоторую систему, то можно сказать, что анекдот-"пародия" нарушает эту систему, трансформирует соотношение ее элементов, создавая новую структуру, то есть новую систему.
Сложны и разнообразны структурные формы таких трансформаций. Анекдот может включать в себя весь сюжет полностью либо его фрагмент - ЭС или мотив.
В современном анекдоте используются традиционно фольклорные композиционные приемы, в частности, различные виды повторов, которые могут быть как функциональными моментами сюжетно-композиционной организации, так и объектом пародирования. Сам факт повторения элементов сюжета может оказаться нелепым, абсурдным или неожиданно обернуться парадоксом. Но это выясняется только в концовке, которая противопоставлена всему предшествующему сюжету.
Структурный критерий при анализе композиции анекдотов должен быть неразрывно связан с критерием содержания, смысла. Поэтому разделение таких видов повтора, как нанизывание и кумуляция, должно основываться не на количестве повторяемых единиц текста, а на качественном различии этих композиционных приемов, на смысловом наполнении повторяемых элементов.
Сравнение механизмов пародирования в сюжетных и бессюжетных анекдотах позволяет сделать вывод о единстве принципов, по которым оно происходит: анекдот заимствует из системы пародируемого произведения некоторые элементы (слово, фразу, мотив, отдельный ЭС-фрагмент или весь сюжет произведения) и соединяет их с другими элементами, создавая совершенно иную систему. К анализу пародирования слов, фраз и т.п. языковых элементов мы обратимся в III главе. Относительно пародирования мотивов и сюжетов важно отметить главную закономерность: парадоксальное, комическое противопоставление экспозиции подтекста и кульминации. Кульминацию, финальную фразу, концовку сюжета можно уподобить сферическому зеркалу, в котором сходятся лучи-направления развития сюжетов - рассказываемого и пародируемого.