2.3 Выводы
Структурный анализ позволяет выявить разнообразие сюжетно-композиционной организации анекдотов. При этом важно рассматривать не только текст, но совокупность текста, подтекста и внетекстовых элементов рассказа. При таком подходе можно проследить общую закономерность в сюжетной структуре анекдотов: наличие некоторой экспозиции под текстом, отсутствие развязки в тексте.
В экспозиции под текстом может находиться объект пародирования. Анекдот пародирует произведения самых разных жанров фольклора, литературы, кино, телевидения. Такая "всеядность" этого жанра позволяет некоторым исследователям сомневаться в его принадлежности к фольклору. В частности, С.Ю.Неклюдов пишет о так называемой третьей культуре, "для которой питательной средой являются традиции городской улицы, различных возрастных групп..., социальных и профессиональных кланов (включая уголовные)": "Это уже не фольклор в точном смысле слова... - и далее - До некоторой степени она является наследницей традиционного фольклора, а потому ее изучение остается делом фольклориста".
Наш материал, записанный в основном именно "на городской улице", позволяет не только заметить, что многие анекдоты создаются на основе произведений других жанров, но и обратить внимание на то, что объектами такого фольклорного пародирования становятся самые яркие, замечательные произведения. Одним из многочисленных примеров этого явления может служить пародирование басен И.А.Крылова (кроме приведенных в данной работе, широко известны и другие анекдоты на темы других басен этого автора). Еще В.Г.Белинский писал: "Слава Крылова все будет расти и пышно расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского". Мы видим, как своеобразно в современном фольклоре продлевается жизнь лучших культурных традиций.
В анекдотах можно обнаружить пародийную функцию, направленную как на тот или иной жанр в целом - в том числе и на анекдот - так и на конкретное произведение. Пародирование может состоять и в копировании структуры, формы произведения, то есть в создании травестии.
Если рассматривать сюжетно-композиционную организацию пародируемых произведений как некоторую систему, то можно сказать, что анекдот-"пародия" нарушает эту систему, трансформирует соотношение ее элементов, создавая новую структуру, то есть новую систему.
Сложны и разнообразны структурные формы таких трансформаций. Анекдот может включать в себя весь сюжет полностью либо его фрагмент - ЭС или мотив.
В современном анекдоте используются традиционно фольклорные композиционные приемы, в частности, различные виды повторов, которые могут быть как функциональными моментами сюжетно-композиционной организации, так и объектом пародирования. Сам факт повторения элементов сюжета может оказаться нелепым, абсурдным или неожиданно обернуться парадоксом. Но это выясняется только в концовке, которая противопоставлена всему предшествующему сюжету.
Структурный критерий при анализе композиции анекдотов должен быть неразрывно связан с критерием содержания, смысла. Поэтому разделение таких видов повтора, как нанизывание и кумуляция, должно основываться не на количестве повторяемых единиц текста, а на качественном различии этих композиционных приемов, на смысловом наполнении повторяемых элементов.
Сравнение механизмов пародирования в сюжетных и бессюжетных анекдотах позволяет сделать вывод о единстве принципов, по которым оно происходит: анекдот заимствует из системы пародируемого произведения некоторые элементы (слово, фразу, мотив, отдельный ЭС-фрагмент или весь сюжет произведения) и соединяет их с другими элементами, создавая совершенно иную систему. К анализу пародирования слов, фраз и т.п. языковых элементов мы обратимся в III главе. Относительно пародирования мотивов и сюжетов важно отметить главную закономерность: парадоксальное, комическое противопоставление экспозиции подтекста и кульминации. Кульминацию, финальную фразу, концовку сюжета можно уподобить сферическому зеркалу, в котором сходятся лучи-направления развития сюжетов - рассказываемого и пародируемого.
Последние комментарии
11 лет 49 недель назад
11 лет 49 недель назад
11 лет 50 недель назад
11 лет 51 неделя назад
11 лет 51 неделя назад
11 лет 51 неделя назад
11 лет 51 неделя назад
11 лет 51 неделя назад
12 лет 1 день назад
12 лет 1 день назад